ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Адаптация первоклассников к школе: инструкция для учителей, методические рекомендации и образец отчета

2023-11-17

Школьная педагогика

Адаптация первоклассников к школе: инструкция для учителей, методические рекомендации и образец отчета

В статье рассмотрим цели и трудности адаптации первоклассников, а также поделимся рекомендациями для учителей, которое помогут в работе с новыми учениками!

Попова Полина

6 мин

Завершилась первая четверть, а вместе с осенними каникулами наступила вторая четверть, открывая период оценки адаптации первоклассников. Большинству детей требуется 2-3 месяца для успешного приспособления к новой школьной среде. Однако существуют те, кто нуждается в дополнительном времени, и для них процесс адаптации оказывается более сложным.

Цель адаптации первоклассника

Главной целью организации адаптации первоклассников к школьному обучению является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное начало школьной жизни для каждого ребенка, независимо от уровня его готовности и индивидуальных особенностей (физических, психологических, особенностей здоровья).

Трудности первоклассников

Присущими особенностями адаптации первоклассников часто являются повышенная капризность, раздражительность и склонность к быстрой утомляемости при столкновении с школьной средой. Это вполне понятно, ведь с появлением в школе возлагается на них значительная ответственность, к которой они не привыкли. Новая жизненная роль предполагает выполнение новых обязанностей, таких как:

  • ранний подъем,
  • сбор рюкзака,
  • ношение школьной формы,
  • установление контакта с учительницей,
  • соблюдение всех учебных требований,
  • длительное сидение за партой в течение нескольких уроков продолжительностью по 45 минут.
    В сравнении с предыдущим беспечным образом жизни, эти новые обязанности кажутся настоящей трудовой испытанием. Еще одними трудностями адаптации для первоклассников могут стать вливание в коллектив и сложности в восприятии учительницы как новой авторитетной фигуры в их жизни.
    Успешность адаптации тесно связана с эффективной системной совместной работой школы и семьи!
    Отчёт по адаптации первоклассников необходим учителю для оценки эффективности применяемых методов, обеспечивает обмен опытом с коллегами и родителями, а также служит основой для коррекции стратегии обучения, создавая оптимальные условия для успешного вхождения детей в школьную жизнь.

Рекомендации учителю по адаптации первоклассников

Каждый педагог, работающий с первоклассниками, должен помнить, что стремление детей к обучению и его успешность зависят от множества факторов.
1. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Важно избегать резких замечаний, не дергать учеников, а сосредотачиваться на положительных проявлениях.

Характеристики, такие как: невнимательность, неусидчивость и быстрая отвлекаемость, связаны с особенностями психики детей.
Многие первоклассники могут испытывать трудности в социализации, и им необходима дифференцированная, доброжелательная работа учителя.
2. Важно, чтобы тон учителя был доверительным и мягким. Авторитарный стиль общения с первоклассниками неэффективен. Различные формы невербального общения, такие как объятия или взятие за руку, играют важную роль в установлении доверия и уверенности у ребёнка.
3. Для развития самостоятельности и активности детей важно поощрять каждый удачный шаг и попытку ребёнка, даже если они не всегда успешны. Творческие учебные задания способствуют развитию у детей критического мышления и самоконтроля.
4. Игра должна быть неотъемлемой частью учебного процесса. Ролевые и игры с правилами способствуют развитию этических, сенсорных и практических навыков. Это важно для формирования произвольного поведения, воображения и творчества учеников.
Не забывайте, что первоклассник - маленький человек, находящийся в процессе адаптации и стремящийся к будущему!

Рекомендации психологов по адаптации учеников первоклассников

1. Обеспечьте оптимальный процесс физиологической адаптации, учитывая, что продолжительное напряжение, усталость и переутомление могут оказаться вредными для здоровья ребенка.
Для этого:

  • Обеспечьте своевременное изменение видов деятельности.
  • Избегайте заданий, требующих длительного сосредоточения взгляда на одном объекте или монотонных движений.
  • Уделите больше внимания практическим действиям с предметами и работе с наглядностью.
    2. Регулярно проводите индивидуальную работу с детьми, сталкивающимися с трудностями в адаптации.
    3. Применяйте дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении, таким как левши, дети с синдромом гиперактивности, застенчивые дети, дети с неврозами и т. д.
    4. Вовлекайте детей, находящихся в низком статусном положении в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
    5. Применяйте активно-положительный стиль педагогического общения, обеспечивая максимальную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
    6. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата.
    7. Понимание психологических особенностей детей 6 лет (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) является основой наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
    8. Помогайте детям организовывать свою деятельность, поддерживая последовательность действий от урока к уроку.
    9. Просите повторить задание для наименее внимательных учеников, избегая подхода в виде наказания.
    10. Стимулируйте детей задавать вопросы, когда что-то непонятно. Относитесь к повторным вопросам первоклашек с пониманием.
    11. Внедряйте игровые методы и специальные развивающие игры, так как игра остается ведущим видом деятельности для детей в 6 лет.
    12. Организуйте личное общение с каждым учеником вашего класса, следите за их радостями и переживаниями.
    13. Постоянно анализируйте свою деятельность, ищите новые эффективные методы и приемы обучения, применяйте методы сотрудничества и дифференцированного обучения.

Где пройти повышение квалификации по адаптации первоклассников

Единый Всероссийский Институт Дополнительного Профессионального Образования предлагает различные программы, актуализированные по ФГОС и ФООП. В нашем каталоге содержится более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей.

Например курс Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС. Квалификация: Учитель начальных классов . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Стремительное развитие вашего малыша требует постоянного внимания. Вот несколько советов:

  • Организуйте устойчивый график активности и отдыха для формирования здоровых привычек.
  • Важность правильного питания в росте и развитии неоспорима.
  • Обеспечьте согласованный подход в вопросах воспитания, чтобы создать единое и положительное окружение для вашего малыша.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4